Почему крики, гром и телефон во всех голливудских фильмах звучат одинаково.
Саунд-дизайн — это один из тех огромных пластов работы в процессе кинопроизводства, на который обычно никто никогда не обращает внимания. Разумеется, мы не говорим о саундтреке — все мы прекрасно помним заглавные темы из «Индианы Джонса», «Властелина колец» или «Реквиема по мечте». Но редко кто задумывается, какой кропотливый труд стоит за озвучкой взрывов, криков, выстрелов из бластера и прочих фоновых шумов. Но порой звукорежиссёры ищут более лёгкие пути и используют одни и те же фонотеки на протяжении 30 и даже 50 лет. Отдельные сэмплы со временем получают статус легендарных, — именно о них и пойдёт речь.

Крик Вильгельма

Крик Вильгельма (Wilhelm scream) — один из самых легендарных звуковых эффектов, используемых в кино и на телевидении. Впервые он был использован в вестерне 1951 года «Далёкие барабаны» в эпизоде, когда одного из солдат, пробирающегося через болота, кусает и утаскивает под воду аллигатор. Своё название эффект получил в честь рядового Вильгельма, персонажа вестерна «Атака у реки Фезер» 1953 года. Это был второй фильм, в котором был использован этот крик. Звук перекочевал в библиотеку эффектов Warner Bros., и до 70-х он был использован во многих фильмах этой студии.
Популяризовал его звукорежиссёр Бен Бёрт, который стал использовать звук в качестве своеобразной звуковой подписи и применил его во всех фильмах серии «Звёздные войны» и «Индиана Джонс», «More American Graffiti» (1979) и других. После этого он приобрёл большую популярность и стал своеобразным «пасхальным яйцом» в профессиональной среде звукорежиссёров. Крик Вильгельма использовался более чем в 216 фильмах и компьютерных играх. Особенно часто его используют при озвучке падения персонажей с высоты, взрыве, попадании стрелы.
Раскат грома

Звуковой эффект, получивший название "castle thunder", представляет собой громкий раскат грома во время ливня; первоначально он был записан для «Франкенштейна» 1931 года. Затем активно использовался во многих картинах с 1940-го по 1980 год, особенно часто в мультфильмах студий «Дисней» и «Ханна-Барбера» и телесериалах. Он также часто используется в качестве основы для создания других звуков, таких как эффект варп-ускорителя «Энтерпрайза» в «Звёздном пути» 1979 года или выстрел лазерной пушки истребителя X-Wing в «Звёздых войнах». Castle Thunder перестал использоваться в кино примерно в середине 80-х, но встречается в анимации и рекламе 90-х и нулевых гг.
Крик Хоуи

Звуковой эффект, также известный как крик Хоуи, использованный в сцене смерти Хоуи Лонга в «Сломанной стреле» (1996) является главным конкурентом Крика Вильгельма, хотя он менее известный и его история не так детально исследована. Считается, что впервые крик прозвучал в фильме The Ninth Configuration 1980 года в сцене с дракой в баре.
Звукорежиссёры-энтузиасты выяснили, что звук впервые появился в фонотеке Premiere компании Hollywood EDGE. Крик Хоуи можно услышать в сотне фильмов, в таких как «Без лица», «Последний киногерой», «Бетховен-2». Особенную известность он получил благодаря появлению в заставке мультсериала «ААА! Настоящие монстры».
Кошачий визг

Часто, когда в фильме, например, машина сшибает мусорные баки и случается другой хаос, после звуков крушения, бьющегося стекла и других фоновых эффектов обязательно следует кошачий визг. Порой он появляется в таких сценах, где нет никаких причин для появления кошек. Происхождение этого истошного визга, ставшего уже легендарным, неизвестно. Один из самых характерных примеров использования — сцена из фильма «Маска», в которой главный герой проучил шпану в тёмном закоулке. Сам звук можно услышать в 1:52.
Волчий вой

Каждый раз, когда в кадре голливудского фильма появляется полная луна, мы непременно слышим вой одинокого волка. Режиссёры, кажется, так усердствуют в том, чтобы добавить этот жутковатый звук, что в картинах волки воют даже там, где быть их не может. Один такой волчий вой (из самых популярных), который используют кинематографисты, вы можете услышать в ролике ниже. Теперь просто представьте в дополнение к нему уханье совы, и перед глазами предстанет нужная сцена.
Вопль Тарзана

Крик Тарзана просто невозможно узнать. Вопль персонажа, которого сыграл Джонни Вайсмюллер в фильмах, впервые прозвучал в фильме 1932 года «Тарзан: Человек-обезьяна». Хотя представители кинокомпании RKO Picture и Вайсмюллер заявляли, что звук актёр воспроизвёл сам, существуют разные мнения относительно его реального происхождения. Многие полагают, что крик принадлежит оперному певцу Ллойду Томасу Личу, работавшему в Metro-Goldwyn-Mayer. Согласно другому мнению, звуковой эффект был создан путём объединения рычания собаки, трели на скрипке и воя гиены.
Крик Тарзана зарегистрирован как торговая марка компании Edgar Rice Burroughs, Inc., которой принадлежат права на литературное наследие Эдгара Райса Берроуза, автора книг о Тарзане. Тем не менее в различных искажённых вариациях крик часто используется во многих фильмах и мультфильмах для создания комического эффекта.
Крик гагары

Редкий приключенческий фильм, действия которого происходят в дикой глуши, среди озёр и болот, обходится без криков водоплавающей птицы — гагары. Но опять-таки, режиссёры редко зачитываются учебниками по зоологии, поэтому этот звук можно услышать в любой сцене. Главным определяющим фактором является туман. И пусть по сюжету герои находятся где-нибудь в Нью-Джерси, если в кадре появляется дымка, звукорежиссёры будто рефлекторно включают вопли гагары.
Свисты хищных птиц

Представьте кинематографический панорамный пейзаж: пустыня и холмы. Какой звук обязательно вставит звукорежиссёр? Свист ястреба или белоголового орлана. Однако если голос экранного конкурента — гагары ассоциируется у нас с сумерками, туманом и мрачными джунглями, звуки, которые издают хищные птицы, в нашем сознании связаны со знойными прериями. Этот эффект часто встречается непосредственно перед или сразу после кульминационного момента вестерна или любого другого приключенческого фильма. Кстати, не так давно на нескольких станциях московского метро («Октябрьской», «Добрынинской» и «Курской») установили громкоговорители: каждые 10–15 минут специальные аудиоустройства транслируют крики сов, беркутов и орланов. Их крики призваны отпугивать назойливых голубей и воробьёв, которые засиживают карнизы и другие конструкции построек метро.
Уханье совы

В следующий раз, когда вы услышите уханье совы в фильме, запомните, что вы слышите голос ушастой совы. Эти крупные мощные птицы голосят круглый год, по всему миру и в самых разных местах обитания: от лесов и сельхозугодий до городских парков и окрестностей городов. Один из главных кинематографических штампов — её уханье обозначает, что по сюжету настал вечер и вот-вот на экране случится что-то жуткое.
Телефонный звонок

В голливудских фильмах 70-х и 80-х годов телефон звонил подозрительно одинаково. Всё благодаря удачному сэмплу Universal Telephone Ring, который используется при озвучке и по сей день. Впервые эффект снискал славу, когда попал в заставку сериала «Досье детектива Рокфорда». После этого он продолжил появляться в телевизионных шоу, таких как «Человек на шесть миллионов долларов», «Частный детектив Магнум», а также во множестве фильмов, включая «Охотников за привидениями». Многие звукорежиссёры критиковали использование этого саунд-эффекта из-за его низкого качества. По мнению профессионалов, если внимательно прислушаться, в самом начале оригинальной записи слышится некоторое искажение.
Автор Артём Лучко ()