Первая успешная карманная игровая консоль - Game Boy - увидела свет в самом конце 80-х (хотя попытки создать ее предпринимались и раньше, но терпели неудачу). А до того была эпоха карманных электронных игр. В чем разница? Консоль - это платформа, с играми на отдельных носителях, картриджах. А игра - она сама себе игра. Все знают нинтендовские портативки Game & Watch, ну или хотя бы наш родной советский их "аналог" - "Электроника-лови-яйца", но это лишь вершина айсберга. Электронных портативных игр было великое множество и разнообразие. С самого их появления во второй половине 70-х они стали одним из самых желанных подарков для любого школьника, их рекламой были наполнены все предрождественские каталоги 80-х. И кошмаром для учителей - ведь теперь детишки могли таскать игры в школу и шпилить на уроках. Нам из этого богатства перепало, увы, совсем немного - разве что те самые отечественные клоны портативок Nintendo да еще некоторых от Bandai и Tomy, но тем интереснее посмотреть, чем вся эта кухня жила. Пройдемся по самым интересным портативкам 70-80-х!

Первую портативную электронную игру с немудреным названием Auto Race выпустила фирма Mattel (та самая, что Барби) в 1976 г.
Эпоха карманных электронных игр
Собственно игру разработал инженер Марк Лессер на основе чип от микрокалькулятора, а весь код игры удалось впихнуть в 512 байт памяти. Геймплей, естественно, незамысловат. Внизу наше авто, обозначенное светящейся черточкой. Цель - доехать до верха экрана, 4 раза, т. е. как бы преодолеть 4 круга. Этому мешают машины соперников, которые надобно объезжать, руля между тремя полосами трассы. Еще имеется 4-ступенчатая "коробка передач".  Если же игрушка стала казаться слишком простой, ее можно и усложнить. Для этого нужно вскрыть корпус - внутри находится регулятор скорости игры. У нас, кстати, выпускали ее клон - Электроника ИЭР-01" - "Автогонки" 1983 г.
Эпоха карманных электронных игр
Twin Game Tennis 1983 г. немецкой фирмы Sakitron. На первый взгляд ничего особенного собой не представляет - симпатичный, но простецкий теннис с всего двумя кнопками управления, вправо-влево. Но фишка в том, что верху есть разъем, к которому можно кабелем подключить вторую такую же игрушку и играть вдвоем в парный теннис. Такой вот мультиплеер. Но и это еще не все - можно было докупить еще прибамбас под названием Tennis 4-way connector - натуральный хаб, через который можно было сконнектить уже 4 портативки и играть вчетвером 2х2!
Эпоха карманных электронных игр
Entex Galaxian 2 1981 г. Порт одноименного аркадного мегахита в крутейшем (по своим временам) космо-милитари-дизайне и с цветным LED-дисплеем. Двойка в названии означает не сиквел, а то, что в нее можно играть вдвоем - второй игрок управляет вражьими звездолетами. Да, и держать при игре ее надо не по-привычному "пиэспишному", а вертикально.
Эпоха карманных электронных игр
Эта портативка засветилась в фильме "DOOM", и негр ее держит как раз-таки неправильно.
Эпоха карманных электронных игр
Alien Attack фирмы Coleco 1981 г. - одна из самых продвинутых портативок своего времени. В то время, когда большинство игр управлялись парой кнопок "влево-вправо", да еще "огонь", тут было две кнопки - "огонь" и "движение" и еще настоящий джойстик. Да еще и два динамика, выдававшие стереозвук. Сама же игра больше всего похожа на Battle City, только без штаба: вид сверху, ездим вокруг препятствий, щелкаем пришельцев.
Эпоха карманных электронных игр
Одним из главных производителей портативок в 80-х была фирма Tomy. Причем она много экспериментировала, и многие ее игры были в высшей степени необычны. Вот, например, в конце 80-х Tomy выпустила серию из 4-х карманных игр, посвященных черепашкам-ниндзя - как раз волну ажиотажа поймали. Фишка в том, что эти игры не электронные, а... механические, заводные. А вон так большая красная крутилка - это как раз завод.
Эпоха карманных электронных игр
Еще один интереснейший продукт от Tomy - серия "стереобиноклевых" игр
Tomytronic 3-D 1983 г. Чтобы играть, нужно этот бинокль подставлять к глазам, а внутри два изображения, складываясь, как стереопара, образуют "тридэ". Три игрушки из серии при этом имеют еще и стереозвук - для этого у них крохотные динамики по бокам. Да, и эти игры у нас тоже скопировали.
Эпоха карманных электронных игр
Внутри это выглядит примерно так.
Эпоха карманных электронных игр
Еще одним крупнейшим производителем портативок была фирма Bandai - она выпустила, натурально, многие сотни моделей карманных игр и была реальным конкурентом Nintendo на этом рынке - правда, только в Японии, ибо за ее пределами игры Bandai почти не продавались. Одна из интереснейших серий Bandai - Double Play 1984 г. Как ясно из названия, они предназначены для игры вдвоем (хотя и одному играть можно). Для этого у них два экрана, развернутых в разные стороны. Садимся друг против друга, поднимаем экраны "домиком" и играем. Всего в серии было 6 игр - Iga vs. Kouga, Inspector Gadget, Jungle Panic Amidahebi, Penguin Land, Police & Gang и Baseball.
Эпоха карманных электронных игр
Еще один крутейший продукт Bandai - Algas 1984 г. Это одновременно робот-трансформер и электронная игра! Робот-трансформер из трех частей. Из его верхней и нижней частей (то есть головы и ног) можно собрать танк с двумя пушками, а вместе с грудиной получается собственно робот. Можно им играть просто как роботом, но грудина еще и скрывает в себе портативку с игрой про того же самого робота. Но и это еще не все. По мере прохождения игра предлагает присоединять к роботу его части, а герой игры при этом обретает новые способности.
Эпоха карманных электронных игр
Casio Turbo Drive 1983 г. - определенно одна из лучших портативных автогонок. Суть примерно та же, что у известной нам "Электроники - Автослалом", но тут все гораздо навороченнее. Цель та же - едем по трассе (не по гоночной, а по шоссе), обгоняем машины соперников. Полос движения здесь пять. Управление - 4 кнопки: вправо-влево и прибавить/сбавить скорость. При этом долго гнать на полной скорости нельзя - полиция остановит! Вид в Turbo Drive из кабины, и есть три зеркала заднего вида! И в них нужно посматривать, чтобы не впилиться боком в соперника. Кроме того, здесь ограниченный запас топлива, которое пополняется при наборе 1000 очков. А встроенный динамик издает приятное уху жужжание двигателя, а не примитивные попискивания. Ну и не будь это Casio, если бы не встроила в игру еще и калькулятор.
Эпоха карманных электронных игр
Весьма необычные портативки с подзаголовком Multiboy в начале 80-х выпускала японская фирма Morioka Tokei Co. У них два LCD-экрана, причем второй экранчик маленький, находится сбоку, и его можно двигать вверх-вниз. И это непосредственно сказывается на геймплее. В игре на фото, например, на этом подвижном экранчике вертолет. Уникальная фишка ,которую больше никто не использовал.
Эпоха карманных электронных игр
Но большинство производителей, конечно, в той или иной степени копировали нинтендовские Game & Watch. Не была исключением и компания Tronica, которая даже особо не шифровалась, назвав свои игры Game & Clock. Но желание быть хоть в чем-то круче Большой N не дапвало им покоя, и когда Nintendo выпустила портативки с двумя экранами, Tronica ответила серией Tri-Screen с тремя!
Эпоха карманных электронных игр
К началу 90-х большинство именитых производителей портативных игр свернуло их выпуск - наступала эпоха настоящих карманных консолей. Детишек уже трудно было увлечь однокнопочным геймплеем "квадратик против палочки". Но именно в это время рынок захватила американская компания Tiger Electronics. Ее игры были трэшовы, дешевы, их было огромное количество - Tiger озаботились скупкой всех лицензий, до каких могли дотянуться, от "Симпсонов" до "Робокопа". И хоть эти игры уже выглядели приветом из прошлого, их покупали.
Эпоха карманных электронных игр
Ну а у нас... У нас примерно в то же время советские "Электроники" были вытеснены чудом китайской инженерной мысли - карманными "Тетрисами" Brick Game. Которые и стали главным  игровым гаджетом на ближайший десяток лет.
Эпоха карманных электронных игр
Спасибо за внимание =)
По материалам постов из нашей группы ВК Dendy Forever (находятся по тегу #handheldmuseum).
БМ ругается на пару картинок, но пост там про другое.