Гениальный мальчишка подаривший нам небо
Его творческая жизнь была коротка. Но созданные им картины свидетельствуют о рано наступившей зрелости и позволяют считать его одним из лучших живописцев 19 столетия. Недолгая жизнь «гениального мальчишки», как называли его друзья-художники, была пронизана не только вдохновенной работой, но и постоянной заботой о хлебе насущном.
Гениальный мальчишка подаривший нам небо
Родился будущий художник в Гатчине под Петербургом в бедной семье мелкого почтового чиновника. Через год семья перебралась в Петербург. Всю жизнь Федору Александровичу пришлось выправлять документы, которые определили бы его общественное положение, т. к. он считался незаконнорожденным. Десяти лет Федор, с младенчества любивший срисовывать картинки из журналов, начал писать маслом. Удивительно звонкий и чистый голос мальчика, выделявшийся в местном церковном хоре, позволил ему бесплатно учиться в гимназии. Но в двенадцать лет мальчик вынужден был пойти работать на Главпочтамт, чуть позже — писцом в Адмиралтейство. В 1865 году отец его умер, и пятнадцатилетний подросток стал главным кормильцем семьи: у Федора была сестра и два младших брата. Чтобы быть ближе к любимому делу, Васильев устроился учеником реставратора в Академию художеств, а по вечерам стал заниматься в Рисовальной школе Общества поощрения художеств.
Гениальный мальчишка подаривший нам небо
Вскоре судьба свела Федора Васильева с Иваном Шишкиным, тогда уже признанным мастером живописи. Шишкин влюбился в сестру Федора, Евгению, мгновенно оценил масштаб таланта брата и, взяв его под свою опеку, стал ему наставником и другом, а в начале июня 1867 г., пригласил Васильева с собой на Валаам, на этюды. Суровая северная природа покорила юношу, и уже зимой вместе с работами И.И. Шишкина на выставке Общества поощрения художников был показан и этюд Васильева «Валаам. Kамни». 
Гениальный мальчишка подаривший нам небо
Самой поразительной работой этого года стал этюд «После дождя», изображающий петербургскую улицу после летнего дождя.
Гениальный мальчишка подаривший нам небо
Всех поражала не только одаренность художника, но и его интеллектуальные способности, увлечение музыкой, живой характер… Иван Крамской сравнивал молодого художника с «баснословным богачом, который при этом щедр сказочно и бросает свои сокровища пoлнoй горстью направо, налево, не считая и даже не ценя их»
Гениальный мальчишка подаривший нам небо
Поначалу восприняв молодого человека настороженно из-за его «самоуверенных манер», Крамской вскоре крепко подружился с ним. И впрямь юноша был раскован, одевался с щегольством, на артельных четвергах мог блеснуть фортепианной пьесой, жизненная энергия переполняла его. Крамской одним из первых понял, что этот мальчик по годам — вполне сформировавшаяся личность, а за его любовью к нарядам угадывалось желание скрыть свою нищету. 
В 1867 году Васильев окончил рисовальную школу, быстро вошел он на равных в число ведущих художников того времени и за два-три года достиг таких успехов, на завоевание которых у других уходила целая жизнь.
Гениальный мальчишка подаривший нам небо
Лето 1868 года художник провел вместе с Шишкиным в Константиновке под Петербургом. Сестра Федора Евгения Александровна становится женой Ивана Ивановича. Отныне художники связаны не только духовными, но и родственными узами. Федор работал много и жадно, картины появлялись одна за другой. Картина «Близ Красного села» получает первую премию на конкурсе Общества поощрения художников.
Гениальный мальчишка подаривший нам небо
В начале июня следующего года известный покровитель искусств граф Павел Сергеевич Строганов пригласил молодого художника на лето в Тамбовскую губернию, в свое имение Знаменскoe. С тех пор меценат, купив картину семнадцатилетнего Федора на конкурсной выставке Общества поощрения художников, покровительствовал многообещающему дарованию и приглашал погостить в своих обширных имениях. 
Гениальный мальчишка подаривший нам небо
В 1870 году Фёдор Васильев вместе с Ильей Репиным путешествовал по Волге. Целый месяц художники писали с натуры волжские пейзажи. Берега Волги остались запечатленными на десятках  васильевских акварелях, рисунках и на большой картине «Вид на Волге. Барки».
Гениальный мальчишка подаривший нам небо
Прекрасен и «Берег Волги после дождя» и небо, особенно небо.
Гениальный мальчишка подаривший нам небо
Илья Репин писал о нём: «Не прошло и недели, как мы взапуски, рабски подражали Васильеву и до обожания верили ему. Этот живой блестящий пример исключал всякие споры и не допускал рассуждений; он был для всех нас превосходным учителем».
Гениальный мальчишка подаривший нам небо
Признанный мастер, автор «Бурлаков на Волге» восхищался: «Oн поражал нас на каждой мало-мальски интересной остановке, его тонко заостренный карандаш с быстротой машинной швейной иглы черкал по маленькому листку его карманного альбомчика и обрисовывал верно и впечатлительно цельную картину крутого берега… Пароход трогался, маг захлопывал альбомчик, который привычно нырял в его боковой карман...» 
Гениальный мальчишка подаривший нам небо
Уже к 1871 году Фёдор Васильев был выдающимся явлением русского искусства. А сам художник, которому был тогда всего двадцать один год, вошёл в пятёрку самых признанных отечественных пейзажистов 19 века. Но зимой 1871 года художник простудился на катке и вскоре заболел чахоткой. Правда, Илья Репин вспоминал потом, что Васильев покашливал ещё и годом ранее. Болезнь Федора обеспокоила графа Строганова, и он отправил живописца летом в свое имение в Харьковской губернии. Но Фёдор не поправлялся, он по-прежнему много работал, будто предчувствовал, что жизнь скоро оборвётся…
Гениальный мальчишка подаривший нам небо
Великолепное полотно «Оттепель», грустное, как русский напев, принесло Васильеву международную известность, обратив на себя внимание знатоков не только в Петербурге, но и в Лондоне, где оно экспонировалось на всемирной выставке. Тревожась о всё ухудшающемся здоровье художника граф Строганов настоял на его отъезде в Крым. Васильев поселился в Ялте. Через месяц в Ялту приехал Крамской. Оба были неистовы в работе, проводили за мольбертом по 10–12 часов в сутки (Крамской и умер за мольбертом. Как и Шишкин, и Айвазовский). За короткое время Васильев написал ряд шедевров пейзажа:
«В Крымских горах»
Гениальный мальчишка подаривший нам небо
«Прибой волн»
Гениальный мальчишка подаривший нам небо
«Дорога в Крыму»
Гениальный мальчишка подаривший нам небо
Вспоминая с грустью о средней полосе России, Васильев пишет изумительный «Мокрый луг», от которого будто исходит запах озона после грозы.
Гениальный мальчишка подаривший нам небо
На ней нет ни могучих гор, ни кипарисов, ни пышных южных цветов, ни лазурного моря - всего лишь омытый дождем мокрый луг под огромным небом, несколько деревьев вдали да бегущие по влажной траве тени гонимых ветром туч. Уходит гроза, но небо еще кипит и бурлит. С грозной торопливостью несутся и сталкиваются косматые тучи, еще слышны раскаты грома - все в картине полно движения, все живет и дышит: и гнущиеся под порывами ветра деревья, и подернутая рябью вода, и небо... Даже особенно небо, проникнутое типично Васильевским настроением, которое противопоставлено на полотне зловещим тучам, еще низвергающим потоки дождя на виднеющийся вдали лес. Небо в полотнах Ф. Васильева всегда играет значительную роль, а в "Мокром луге" оно является едва ли не главным средством выражения поэтической мысли художника. Сверкающий теплый просвет в облаках, отраженный в воде и поддержанный отсветами на земле, ведет борьбу с огромными темными и холодными тучами и бегущими по земле тенями. Как бы в противоположность напряженной жизни неба вся остальная часть пейзажа предельно проста и линии рисунка ее мягче, спокойнее. Каждая деталь картины (а их на этом полотне много) - это вариация основной темы, но все детали так растворены в целом, что их познаешь только при очень внимательном рассмотрении шедевра в Государственной Третьяковской галерее. 

Весной 1873 года Федор Александрович так ослаб, что уже не мог держать кисть, не выходил из дому, потерял голос… 
После смерти Васильева Крамской сказал: «Русская школа потеряла в нём гениального художника».

Ф.А. Васильев был похоронен в Ялте, на Старомассандровском кладбище. Позже на месте, где находился дом, в котором он жил, установили бронзовый бюст.
Гениальный мальчишка подаривший нам небо
Через три месяца после его смерти И.Н. Крамской, И.И. Шишкин и писатель Д.В. Григорович организовали в Обществе поощрения xyдожников посмертную выставку работ Васильева. Главной ее целью была распродажа наследия покойного, которая позволила бы покрыть его долг обществу. И — случай небывалый! — все представленные произведения, вплоть до последнего наброска, были распроданы с выставки, состоявшейся в начале января 1874 г., еще до ее открытия. Павел Третьяков сразу купил 18 картин, а затем годами терпеливо ждал, чтобы откупить еще что-нибудь у наследников. Вырученная сумма составила почти 6000 рублей, что позволило заплатить долги Васильева Обществу поощрения художников и П.М. Третьякову, а оставшиеся деньги передать матери живописца. Но ценность его творческого наследия была гораздо выше. Созданного Васильевым хватило на то, чтобы попасть в число самых выдающихся мастеров русской пейзажной живописи. Навсегда осталось на великих его полотнах дивное небо, которое он нам подарил.
Гениальный мальчишка подаривший нам небо