Несколько ярких черт отличающих изящные английские скрипки «BBC» и американские чувственные гитары «Fox Chanel», от чугунных баянов «Первого».

С запуском нашумевшего «Метода», Первый канал обещал устроить революцию, породив на свет сериал готовый соперничать с западными аналогами, но по уже заведенной испокон веков традиции, получилось почему-то как всегда. Упор на сценарий более-менее относительной свежести и обширную рекламную кампанию провалился. И я тут решил разобраться и поразмышлять, от чего отечественным медиа-деятелям следует избавиться, чтобы поговорка «я Мидас наоборот, руками потрогал – в говно превратилось», перестала описывать производственный процесс русского сериала.
Как не надо делать сериалы
Сценарист.
Я говорю сценарист, а не сценаристы, потому что искренне верю в то, что все это пишет один человек. Вот уже много-много лет бедняга сидит в клетке, на хлебе и воде, переписывая раз за разом одну и ту же повесть разными словами. А еще, немного поковырявшись в интернете, я даже узнал, как его зовут – Клише Клишевич Клишелев.

Западные медиа-холдинги готовы ежедневно устраивать конкурсы для юных сценаристов, чтобы среди огромной кучи исписанной макулатуры найти тот самый, «золотой» сценарий, интересный избалованному, современному зрителю. Наши же, по всей видимости – нет.

В целом российские сериалы сейчас имеют определенный вектор съемки, укрепив тем самым старые клише. Направление сюжета, как правило, делится на несколько видов: сельская дурочка едет в Москву за хорошей жизнью, менты ищут авторитета Карася, что-то вырвиглазное молодежное, ну и если ни одна из предыдущих веток не подходит, значит на экране перед вами «Карметила» 1223 сезон 6454 серия.

Серьезно, почему до сих пор никто не додумался написать сюжет, в котором Москва едет за хорошей жизнью в сельскую дурочку, которая на самом деле является ментом тщательно скрывающимся от разыскивающих его авторитетов Карасей? Вот это было бы действительно зрелищно!
Как не надо делать сериалы
Актеры.
Узкий околотеатральный кружок по интересам, так можно вкратце описать всех актеров, принимающих участие в съемках русских сериалов. В среднем на пятнадцать различных кинокартин приходится полтора актерских состава на один канал. Цифра, конечно, сильно преувеличена, но не лишена своей толики правды, ведь видеть из года в год одни и те же стареющие лица удовольствие не для слабонервных. Пора уже вливать в эту тусовку «свежую струю», в конце концов, не может же один Безруков играть за всех?
Как не надо делать сериалы
Человек с камерой.
Человек с камерой, (не путать с режиссером), это самый интересный с технической стороны пункт. Этот невероятный парень настолько талантлив, что наверняка сумел бы снять двухчасовой остросюжетный боевик, не меняя при этом ракурса, по крайней мере, с двенадцати серийными лентами он прекрасно справляется. Любопытный факт, как-нибудь за просмотром своего любимого сериала, обратите внимание, сколько раз камера поменяла свое местоположение за 2 минуты? Пять? Десять? Пятнадцать? В русском сериале камеру переставляют два раза в серию. Конечно, мне очень хочется верить, что это из-за сжатых временных рамок, богатого пейзажами деревенского фона, гениальности актеров, но говоря простым русским языком, выглядит все это так, словно людям откровенно пофигу на то, чем они там занимаются.
Как не надо делать сериалы
Диалоги.
Это то из-за чего молодая аудитория никогда, никогда! не станет смотреть русские молодежные сериалы.
МЫ ТАК НЕ РАЗГОВАРИВАЕМ
«Эй йоу чика, пойдем потусуемся у меня дома, я станцую тебе хип-хап, погрызем чипсов, мои шнурки свалили из хауса.» — вполне себе обычная для молодежного сериала реплика. Любой уважающий себя молодой человек, просматривая такой сериал вместе с родственниками, стопроцентно испытает «Испанский стыд» и получит психологическую травму от последующего ее цитирования родителями.
«Испанский стыд — чувство неловкости или стыда за других, например, когда герой фильма делает что-то глупое, а стыдно тебе.»
Как не надо делать сериалы
Прямая палка.
Риторическая проблема российского кинематографа в целом, за некоторыми исключениями. Если быть точнее, это проблема, связанная с внезапными поворотами сюжета или острыми моментами, их как бога – просто нет. И с этим ничего не поделаешь, даже 99 летняя Зинаида Петровна, еще на вступительной заставке знает, что убийца – дворецкий, а любовница – горничная.

Убейте уже кого-нибудь необычного что ли, или на худой конец Клише Клишевича.

Зритель в первую очередь, друг, товарищ и брат. И как друг, товарищ и брат вашего произведения, он должен соучаствовать, а не просто смотреть. От происходящего на экране он должен приходить в ярость, волноваться, ругаться, рыдать, смеяться, но никак не равнодушно пялиться в экран. Это правило успешно доказано «Игрой Престолов» и целым рядом успешных сериалов, названия которых крутятся у всех на устах. И этим правилом, несомненно, стоит воспользоваться.
Как не надо делать сериалы
Длиииииииииииииииииииииииииииииииииииина.
Этот пункт касается абсолютно всего. От бессмысленно и никчемно растянутых сцен, когда герой под веселую музыку почти минуту идет по бульвару, бессмысленных диалогов из разряда «Как ты могла, я ведь любил тебя!», до «Санта-Барбарного» количества серий.

К счастью в последнее время мода на невероятно, просто экстремально длинные сериалы про любовь подходит к концу, уступая свою нишу более поворотливым и оттого более коротким приемникам.
Как не надо делать сериалы
Ну и, конечно же, соединяясь в одном сериале все вышеописанные проблемы объединяются воедино, образуя самую большую проблему российского кинематографа – НЕРЕАЛЬНОСТЬ И ГЛУПОСТЬ ВСЕГО ПРОИСХОДЯЩЕГО НА ЭКРАНЕ.

Просто, ужинающий человеческими сердцами Ганнибал или учитель химии в роли наркоторговца, смотрятся тысячу раз серьезнее, реалистичнее и искреннее, чем всякие там Глухари, Знахари, Простушки, Менты, и все не родившиеся красивыми вместе взятые. У каждого персонажа в любом из зарубежных сериалов, есть своя история, неповторимый стиль, облик, индивидуальные черты присущие только ему, характер, чаяния, стремления, у героев российских сериалов, есть святое ничего.

Наверное, ничего удивительного не произойдет, если однажды Fox Chanel или BBC переснимет «Улицу разбитых фонарей», так что у русского зрителя сердечко прихватит от ностальгии и обилия Дукалиса, ну а пока запасаемся попкорном и терпеливо ждемс…