Многие из тех, кто серьезно увлекается фотографией, рано или поздно решают приобрести какое-нибудь винтажное "стекло". Старые объективы хоть и уступают современным по оптическим характеристикам, зачастую обладают уникальным "характером", а именно набором характерных искажений и недостатков, вызванных несовершенством производственного и технологического процесса тех времен. Многим эти искажения нравятся, так как в умелых руках они могут придать фотографиям определенный колорит, труднодостижимый с современными объективами. Однако, пост не о достоинствах или недостатках старого стекла, а о сюрпризах, которые оно может в себе таить.

Вот, например, какой прекрасный японский Super Takumar от Asahi Pentax попал мне в руки:
Объектив с сюрпризом
Такие производились в ранних 1970х. Замечательное стекло для любителей фото- и видеографии: собран, как танк, в металлическом корпусе; супер-плавное кольцо фокусировки, широкая диафрагма... но есть нюанс.

Возьмем простой бытовой дозиметр (название и модель замазал, чтобы не сочли за рекламу). Вот на нем обычный радиационный фон в микрозивертах:
Объектив с сюрпризом
Начнем медленно подносить дозиметр к заднему элементу объектива:
Объектив с сюрпризом
Есть контакт! Дозиметр начинает нервно попискивать и циферки радостно ползут вверх. Не останавливаемся, подносим ближе:
Объектив с сюрпризом
Вот мы уже и в красной зоне и наблюдаем несколько пугающую надпись "Опасно!" на дисплее прибора. Но мы все еще недостаточно близко, поэтому кладем дозиметр прямо на объектив:
Объектив с сюрпризом
К этому моменту щелчки дозиметра уже превращаются в сплошной писк, а цифры переваливают за десятки микрозиверт в час. Если подождать достаточное время, то цифры остановятся примерно на 16-18 микрозивертах.

На этом моменте у параноиков нервно потеют ладошки, поэтому я сразу хочу их успокоить: особого повода для паники нет. Для сравнения, во время обычной флюорографии грудной клетки вы почти мгновенно получаете дозу примерно в 150 микрозиверт, а здесь - всего двенадцать-восемнадцать В ЧАС, да и то только непосредственно у самой поверхности стекла. Уже на расстоянии десятка сантиметров радиационный фон не превышает естественного. Объектив фонит из-за оксида тория, входящего в состав заднего стеклянного элемента (линзы), и многие старые японские объективы этим грешат (а также некоторые современные китайские Митаконы).

Надеюсь, вам было интересно.