И вновь спасибо что вдохновляете на новый пост. Обещал состряпать демонстрацию процесса обращения восковой модели ювелирного изделия в металл. Не претендую на авторство метода. сам вычитал его на форуме много лет назад. Что-то привнес свое, что-то делаю настолько топорно что у других ювелиров идет кровь из глаз. Но я обещаю развиваться чтоб делать все правильно =)
Ювелирное литье металла. Длиннопост + видео
Это рабочее место восковщика. Здесь рождается восковая модель (восковка) в натуральном масштабе и объеме. Материал - специальный твердый ювелирный воск. Он бывает нескольких видов - от особо твердых как пластик и дерево до пластичных и упругих как резина. Я пользуюсь универсальным вариантом, чуть подкрашивая его чтоб на темном материале было лучше видно детали и фактуры, чтобы создавать собственные авторские задумки. 
Ювелирное литье металла. Длиннопост + видео
А можно этот воск расплавить в ванночке и впрыснуть в резиновый слепок со своей прошлой модели и получить точную копию. Так одно изделие можно тиражировать в литье. 
Ювелирное литье металла. Длиннопост + видео
Но что делать с этим воском, чтобы он стал ювелирным изделием? Сам по себе воск для ношения конечно неприменим. Но с его помощью можно создать литейную форму, в которой родится изделие. Для этого модель или несколько моделей монтируются в литниковую систему (в промышленном литье ювелирки врастают целые "ёлки" по 80-100 моделей, но я за объемами не гонюсь и лью в маленькие формы по 20-30гр металла за раз, это как правило 1-3 модели) 
Восковка ставится на металлические штырьки на литейный конус (или полусферу если удобнее) 0 это будущие литники. по которым металл пойдет в форму. Литники соединяются между собой воском чтобы были так сказать сообщающиеся сосуды.
Ювелирное литье металла. Длиннопост + видео
Далее в дело вступает другой ювелирный материал, про который никто не говорит - огнеупорный гипс (по нашему формомасса) - покупная смесь прочного гипса и кварцевой муки. Обычно в производстве восковую елку наурывают подходящей по размеру железной трубой - опокой, заливают этим гипсом и вакуумируют, чтобы из смеси вышли все пузыри, масса уплотнилась и максимально качественно покрыла все поверхности восковок. У меня вакуума пока еще нет, поэтому я прост развожу гипс и кисточкой наношу его на модели. следя чтобы нигде не было пузырей. Получаются такие модерновые скульптуры =)
Ювелирное литье металла. Длиннопост + видео
Затем уже их накрываю трубой и заливаю гипсом целиком.
Ювелирное литье металла. Длиннопост + видео
Раз уж разводить грязь, я предпочитаю за один раз формовать 5-8 опок.
Гипс ведет себя не как штукатурка или краска, он не засыхает а застывает, становясь твердым как камень буквально за полчаса, в нем проходит химическая реакция. Потому уже через полчаса-час можно перевернуть форму, извлечь из нее восковой литейный конус и выкрутить железные штырьки - вот и образовались литейные каналы в будущую форму.  А литейный конус нужен был, чтобы вокруг дырочек образовалась воронка, я затем расскажу зачем она нужна. 
Ювелирное литье металла. Длиннопост + видео
Далее происходит то, из-за чего этот метод назвали "литье по выплавляемой модели". Опоки помещаются в печь и медленно разогреваются, из них вытекает весь воск, модели покидают форму, оставляя после себя полость в гипсе, абсолютно точно повторяющую все её детали. Когда туда зальется металл, он повторит форму модели. Иногда на отливках можно найти собственные отпечатки пальцев.
Опоки прогревают в печи, пока из них не выпарит весь воск и вода, которую мы добавляли в гипс при замешивании. В идеале формы нужно прокалить настолько, чтобы они засветились (730гр). Обычная духовка с этим не справится, нужна специальная муфельная печь или немного смекалки чем её заменить в домашних условиях) И вот тогда наступает самое интересное - литьё!
Ювелирное литье металла. Длиннопост + видео
Обычная туристическая горелка на покупной баллончике способна плавить серебро, латунь и даже золото. Температура внутри чаши достигает 1100гр. И вот тут наступает самое любопытное. Дело в том, что расплавленный металл (особенно когда его немного, меньше 100гр) ведет себя как ртутный шарик и не хочет никуда заливаться. Те дырочки на дне литейной формы настолько маленькие, что металл их игнорирует. Его можно плавить и размешивать, но он не прольется. Чтобы он пошел в форму и максимально качественно заполнил все тонкие канальцы, существуют три метода:
1. Создать давление сверху. Для этого есть дедовский способ, когда в опоке с металлом прикладывают КАРТОФЕЛИНУ, и пар от нее загоняет металл внутрь.
2. Высосать воздух из опоки чтобы атмосферное давление само затолкнуло его внутрь. Для этого в опоке подключают вакуумный насос.
3. И самый шикарный и безумный метод, который мне нравится и который я использую - форму с металлом нужно РАСКРУТИТЬ на цепи! Тогда центробежная сила сама загонит его внутрь.
Это запись с моего МК прошлым летом на фестивале "Краски жизни" на Алтае, тут этот процесс и продемонстрирован. 
Шесть форм, залитые серебром. Черные потёки - это флюс, особый порошок который добавляется в металл при плавлении. Он покрывает металл пленкой и защищает его от окисления, очищает металл чтобы в форму не пошел шлак. Когда эта штука остывает она становится похожа на стекло. 
Ювелирное литье металла. Длиннопост + видео
Когда металл остынет форму можно окунуть в ведро с водой. но мне не нравится этот метод, остается много грязи которую нельзя никуда сливать, чтобы не забить трубы. Я разбиваю формы молотком. Дада, эта гипсовая форма одноразовая, и в случае неудачи восковую модель тоже не вернуть, поэтому работу нужно будет начинать заново. Поэтому ювелиры очень терпеливые)
Ювелирное литье металла. Длиннопост + видео
Иногда после успешного литья получается целая гора отливок. Даже золото на этой стадии выглядит так же скучно и уныло. 
Ювелирное литье металла. Длиннопост + видео
Но отливка - лишь заготовка изделия, и ее следуют тщательно обработать, чтобы поверхности заблестели, кольца точно встали в размер пальцев заказчика. камни закрепились на своих местах, добавились эмали и художественное чернение.
Ювелирное литье металла. Длиннопост + видео
Вот так буквально на коленке и получается вся эта красота)