литьё

Постов: 3 Рейтинг: 6055
2242

Литьё и Паркинсон

Развернуть
Когда настало время изучать литьё, нас отвели в соответствующую лабораторию, где нас уже ждал сухонький дедушка с дичацшим паркинсоном. То есть его кисти рук тряслись так, что он мог вполне взбивать белки вручную со скоростью миксера. Рассказав немного по теме, он поставил тигель с алюминием в небольшую печь, выставил на табло 770 градусов. Пока алюминий грелся, он показывал как подготавливается форма, куда ставится выпар и.т.д.
И вот в момент "х" он достаёт из печи раскплённый тигель с жидким, мать его, алюминием, и несёт несколько метров к форме, а руки в этот момент как и обычно, отплясывают свой безумный танец. Никогда не думал, что в таком небольшом помещении можно так уплотниться по стенам. Как он ничего не расплескал, не понзимаю. Но факт остаётся фактом, этот дядька несколько лет ещё показывал этот фокус, распугивая студентов.
668

Ювелирное литье металла. Длиннопост + видео

Развернуть
И вновь спасибо что вдохновляете на новый пост. Обещал состряпать демонстрацию процесса обращения восковой модели ювелирного изделия в металл. Не претендую на авторство метода. сам вычитал его на форуме много лет назад. Что-то привнес свое, что-то делаю настолько топорно что у других ювелиров идет кровь из глаз. Но я обещаю развиваться чтоб делать все правильно =)
Ювелирное литье металла. Длиннопост + видео
Это рабочее место восковщика. Здесь рождается восковая модель (восковка) в натуральном масштабе и объеме. Материал - специальный твердый ювелирный воск. Он бывает нескольких видов - от особо твердых как пластик и дерево до пластичных и упругих как резина. Я пользуюсь универсальным вариантом, чуть подкрашивая его чтоб на темном материале было лучше видно детали и фактуры, чтобы создавать собственные авторские задумки. 
Ювелирное литье металла. Длиннопост + видео
А можно этот воск расплавить в ванночке и впрыснуть в резиновый слепок со своей прошлой модели и получить точную копию. Так одно изделие можно тиражировать в литье. 
Ювелирное литье металла. Длиннопост + видео
Но что делать с этим воском, чтобы он стал ювелирным изделием? Сам по себе воск для ношения конечно неприменим. Но с его помощью можно создать литейную форму, в которой родится изделие. Для этого модель или несколько моделей монтируются в литниковую систему (в промышленном литье ювелирки врастают целые "ёлки" по 80-100 моделей, но я за объемами не гонюсь и лью в маленькие формы по 20-30гр металла за раз, это как правило 1-3 модели) 
Восковка ставится на металлические штырьки на литейный конус (или полусферу если удобнее) 0 это будущие литники. по которым металл пойдет в форму. Литники соединяются между собой воском чтобы были так сказать сообщающиеся сосуды.
Ювелирное литье металла. Длиннопост + видео
Далее в дело вступает другой ювелирный материал, про который никто не говорит - огнеупорный гипс (по нашему формомасса) - покупная смесь прочного гипса и кварцевой муки. Обычно в производстве восковую елку наурывают подходящей по размеру железной трубой - опокой, заливают этим гипсом и вакуумируют, чтобы из смеси вышли все пузыри, масса уплотнилась и максимально качественно покрыла все поверхности восковок. У меня вакуума пока еще нет, поэтому я прост развожу гипс и кисточкой наношу его на модели. следя чтобы нигде не было пузырей. Получаются такие модерновые скульптуры =)
Ювелирное литье металла. Длиннопост + видео
Затем уже их накрываю трубой и заливаю гипсом целиком.
Ювелирное литье металла. Длиннопост + видео
Раз уж разводить грязь, я предпочитаю за один раз формовать 5-8 опок.
Гипс ведет себя не как штукатурка или краска, он не засыхает а застывает, становясь твердым как камень буквально за полчаса, в нем проходит химическая реакция. Потому уже через полчаса-час можно перевернуть форму, извлечь из нее восковой литейный конус и выкрутить железные штырьки - вот и образовались литейные каналы в будущую форму.  А литейный конус нужен был, чтобы вокруг дырочек образовалась воронка, я затем расскажу зачем она нужна. 
Ювелирное литье металла. Длиннопост + видео
Далее происходит то, из-за чего этот метод назвали "литье по выплавляемой модели". Опоки помещаются в печь и медленно разогреваются, из них вытекает весь воск, модели покидают форму, оставляя после себя полость в гипсе, абсолютно точно повторяющую все её детали. Когда туда зальется металл, он повторит форму модели. Иногда на отливках можно найти собственные отпечатки пальцев.
Опоки прогревают в печи, пока из них не выпарит весь воск и вода, которую мы добавляли в гипс при замешивании. В идеале формы нужно прокалить настолько, чтобы они засветились (730гр). Обычная духовка с этим не справится, нужна специальная муфельная печь или немного смекалки чем её заменить в домашних условиях) И вот тогда наступает самое интересное - литьё!
Ювелирное литье металла. Длиннопост + видео
Обычная туристическая горелка на покупной баллончике способна плавить серебро, латунь и даже золото. Температура внутри чаши достигает 1100гр. И вот тут наступает самое любопытное. Дело в том, что расплавленный металл (особенно когда его немного, меньше 100гр) ведет себя как ртутный шарик и не хочет никуда заливаться. Те дырочки на дне литейной формы настолько маленькие, что металл их игнорирует. Его можно плавить и размешивать, но он не прольется. Чтобы он пошел в форму и максимально качественно заполнил все тонкие канальцы, существуют три метода:
1. Создать давление сверху. Для этого есть дедовский способ, когда в опоке с металлом прикладывают КАРТОФЕЛИНУ, и пар от нее загоняет металл внутрь.
2. Высосать воздух из опоки чтобы атмосферное давление само затолкнуло его внутрь. Для этого в опоке подключают вакуумный насос.
3. И самый шикарный и безумный метод, который мне нравится и который я использую - форму с металлом нужно РАСКРУТИТЬ на цепи! Тогда центробежная сила сама загонит его внутрь.
Это запись с моего МК прошлым летом на фестивале "Краски жизни" на Алтае, тут этот процесс и продемонстрирован. 
Шесть форм, залитые серебром. Черные потёки - это флюс, особый порошок который добавляется в металл при плавлении. Он покрывает металл пленкой и защищает его от окисления, очищает металл чтобы в форму не пошел шлак. Когда эта штука остывает она становится похожа на стекло. 
Ювелирное литье металла. Длиннопост + видео
Когда металл остынет форму можно окунуть в ведро с водой. но мне не нравится этот метод, остается много грязи которую нельзя никуда сливать, чтобы не забить трубы. Я разбиваю формы молотком. Дада, эта гипсовая форма одноразовая, и в случае неудачи восковую модель тоже не вернуть, поэтому работу нужно будет начинать заново. Поэтому ювелиры очень терпеливые)
Ювелирное литье металла. Длиннопост + видео
Иногда после успешного литья получается целая гора отливок. Даже золото на этой стадии выглядит так же скучно и уныло. 
Ювелирное литье металла. Длиннопост + видео
Но отливка - лишь заготовка изделия, и ее следуют тщательно обработать, чтобы поверхности заблестели, кольца точно встали в размер пальцев заказчика. камни закрепились на своих местах, добавились эмали и художественное чернение.
Ювелирное литье металла. Длиннопост + видео
Вот так буквально на коленке и получается вся эта красота)
3145

Литьё серебра в полу-домашних условиях

Развернуть
Литьё серебра в полу-домашних условиях